Izouvergh
Новичок
| Кэрролл Шелби, прежде чем начать строить хорошо известные нам автомобили Cobra, был гонщиком. И большую часть своих гонок он провел в борьбе с различными моделями Феррари.
Когда Кэрролл отошел от гонок и подошел к проектированию собственных гоночных автомобилей, направление его так сказать, борьбы – не изменилось. Машины, которые проектировал Кэрролл назывались Cobra и были построены лишь с одной целью – прервать тотальное доминирование Феррари.
Результатом стараний Кэрролла стала весьма приятная гоночная машинка (ну насколько вообще гоночная машина может быть приятной), которая оказалась весьма достойным конкурентом итальянской конюшне на тесных американских трассах. Чемпионат USRRC 1963 года проходил для Cobra примерно таким образом:
Пенаскола: 5 место. Лагуна Сека: 4 место. Уоткинс Глен: 3 первых и 5 место. Кент: первых 3 места и 11 место. Континентал Дивайд: 2, 5, 8 и 9 места. 500 миль Роуд Америка: 2, 4, 6 и… 38 места. Мид-Огайо Гранд Туринг: 1 и 2 места.
В итоге подобных заездов, Феррари были вытеснены из американского Чемпионата. Правда, следует отметить, что самих Феррари в тех гонках ездило не так уж и много. Соответственно списка: 3 (первые 3 места), 2, 1, 2, 0, 6, 1. Максимальное количество предполагаемых противников было лишь на престижной гонке 500 миль Роуд Атланта. Но несмотря на то, что Cobra не выиграла гонку, она все равно была быстрее Феррари.
В Европе дела пошли не так гладко. Из-за своей убогой аэродинамики, машины Cobra отчаянно сливали на европейских трассах с длинными прямыми.
Омологированные под “Требования FIA” Кобры были оборудованы специальной жесткой крышей. Но это не помогло в борьбе с менее мощными, но зато более обтекаемыми Феррари. Шелби пришел к выводу, что следует поработать над аэродинамикой машины. И поручил разработку более обтекаемого кузова шефу спецпроектов Шелби Американ Инк. Питу Броку.
Бывшему дизайнеру Дженерал Моторс было не в новинку проектировать кузова для автомобилей, но этот проект подразумевал под собой вызов. Не было никаких ограничений по омологации и по конструкции кузова. Не было жесткого регламента, запрещающего устанавливать те или иные элементы на кузов при условии, что они не влияют на механическую часть. И Брок произвел небольшую сенсацию, выдав абсолютно новый дизайн кузова полностью отвечающий требованиям Шелби. Причем самым удивительным было то, что его даже не продували в аэродинамической трубе!
Дизайн был весьма далек от тенденций того времени. Элегантная округлая передняя часть машины переходила в сильно наклоненное ветровое стекло и неожиданно заканчивалась грубо обрубленной кормовой частью. Много лет спустя, немецкий инженер Вунибальд Камм исследовал этот кузов и пришел к выводу, что обрубленная корма создавала гораздо меньше сопротивления воздуху, чем модные в середине 1960-х длинные обтекаемые кормовые элементы.
Кузов был выточен из дерева и отправлен на фирму California Metal Shaping, где его воплотили в металл.
Британский инженер и гонщик Кен Майлз был также вовлечен в работу над проектом. Прямо говоря, он с самого начала работал над постройкой практически всех Кобр и был официальным тест-пилотом команды. Также он занимался доводкой шасси, присланного с заводов АС и настройкой мотора Ford V8. Но в проекте Coupe было очень мало простора для серьезных модификаций. Между тем, именно он спроектировал кокпит, приспособленный для очень низкой крыши купе. Затем, он сделал подвеску более жесткой, что придало машине дополнительную устойчивость в поворотах и улучшило управляемость в целом. Однако, шасси все равно в основном состояло из элементов, спроектированных для машины AC Ace аж десятью годами раньше. Фордовский мотор V8 после всех доработок выдавал 400 лошадиных сил.
Самая первая Кобра Купе была построена в начале 1964 года и сразу же обкатана на трассе в Риверсайде. Тесты показали, что странный кузов спроектированный Броком вышел просто отличным! Майлз разогнал Купе до 183 миль в час (292.8 кмч), что было на 32 кмч быстрее предыдущей модели – родстера Кобра 289.
16 февраля прототип дебютировал на 2000-километровой гонке в Дэйтоне. Пожар на пит-стопе стал причиной того, что эта машина не смогла одержать победу в своей первой же гонке, с Дейвом МакДональдом и Бобом Холбертом за рулем. Несмотря на эту неудачу, машина выступила очень красиво и за ней закрепилось название Cobra Daytona Coupe.
Через месяц, на гонке 12 часов Себринга, МакДональд и Холберт были более удачливы. Они пришли на 4 позиции в межклассовом рейтинге и завоевали победу в классе GT, обойдя самую быструю из Феррари на целых 8 кругов. В апреле на тестах в Ле Мане, Кобра Дэйтона опять вызвала бурю оваций, установив лучшее время для GT класса в предгоночных тестах.
Заводик Шелби в Калифорнии был перегружен заказами и сборку кузовов для последующий Купе поручили итальянской фирме Carrozzeria Grandsport, расположенной в Модене (Италия). По иронии судьбы вышло, что главный конкурент Феррари собирался прямо у Феррари же под носом.
Учитывая, что первый прототип был постоянно занят в гонках и не мог быть доставлен на завод, итальянцам переправили деревянный макет. И итальянцы не смогли удержаться чтобы не сделать его более изящным. Когда прототип и машину с новым кузовом поставили рядом, разница в линии крыши и форме лобового стекла была очевидна. Ну и естественно, эта машина на прямой показала скорость на 18 кмч меньше той, которую давал прототип.
Но даже оставшейся скорости хватило для того, чтобы Дэн Гарни и Боб Бондурант обошли всех в GT-классе и взяли 4 место в общем зачете. Это был первый раз, с 1959 года, когда Феррари не смогли взять победу в GT-классе.
В 1964 году Гэрни и Бондурант также одержали еще одну победу в классе, на Tourist Trophy в Гудвуде. Феррари в некоторой степени повезло из-за того, что гонку в Монце отменили и Кобра не смогла одержать полную победу и удовольствовалась вторым местом в чемпионате. Но к началу сезона 1965 года, итальянцы подготовили еще 4 кузова и довели общее количество Кобр до шести.
На втором году участия в гонках, Дэйтона стала фаворитом Чемпионата. Этому также способствовало и то, что FIA отказала Феррари в признании их модели 250LM машиной класса GT. Итальянцы закатили истерику и отказались от выступлений в этом классе. В итоге Кобры одержали победу в Дэйтоне, Себринге, Нюрбургринге и Реймсе. Но повторить успех в Ле Мане не смогли, так как Феррари таки омологировали свою машину 275 GTB до класса GT.
Тем временем, Шелби решил начать работу над новым купе, агрегатированным новым, переработанным мотором с большим блоком. Но Форд отрекомендовал свернуть дальнейшие изыскания и переместить сферу интересов в ранг спортпрототипов, способных обеспечить тотальное доминирование во всех кольцевых гонках.
После менее чем двух лет развития, проект закрыли. Шелби и Майлз начали работать над прототипом Ford GT40, который в последствии вытеснил Феррари почти из всех гонок и одержал громкие победы в Ле Мане, Дэйтоне и Себринге. Пит Брок продолжил проектировать спортивные автомобили, а также стал весьма неплохим фотографом. По самым первым чертежам, при одобрении Шелби, в Англии были построены еще две машины Дэйтона Купе.
На сегодняшний день, Шелби Дэйтона Купе является одним из ярчайших гоночных автомобилей во всем мире.
На сегодняшний день, Брок и Шелби продают реплику, которая дает возможность нам, простым смертным испытать все незабываемые ощущения от вождения одной из самых значимых легенд американских гонок.
Шасси №CSX2286 Это первое из двух шасси, специально заказанных для проекта Coupe осенью 1963 года. Подготовка затянулась до весны 1965 года. Это шасси наравне с 4 другими машинами, участвовало в Ле Мане 1965 года. Из-за поломки мотора, Дэн Гарни и Джерри Грант не смогли достичь финиша. Но зато Грант установил лучшее время прохождения круга в 3 минуты 48 секунд. Шасси №CSX2286 более не принимало участия в гонках и было отослано обратно, в США. Машина несколько раз меняла хозяев и долгое время находилось у Джорджа Стауффера. В 1996 году он опубликовал книгу об этих машинах. Сегодня шасси №CSX2286 является частью достойной коллекции классических гоночных автомобилей.
Шасси №CSX2287 Единственная из всех 6 экземпляров, с оригинальным американским кузовом. Это шасси активно гонялось в 1964-1965 годах и лучшим результатом было выступление в Себринге 1964 года. По окончании своей гоночной карьеры, машина была использована Крейгом Бридлавом для установления разнообразных рекордов скорости на Бонневилле. Машиной также владел Фил Спектор, известный музыкальный продюсер. Кроме того, Фил был известен своей активной ездой по Лос-Анджелесу. Кроме обычных автомобильных проблем, владельцем была отмечена еще одна неприятность. Учитывая, что машина была построена для высоких скоростей и двигатель не на шутку разогревался, салон во время передвижения по городу становился похож на сауну. В ответ на это замечание, Шелби коротко ответил: «Эта машина - спортивная, а не дорожная». Но несмотря на это, Спектор продолжал использовать ее в повседневной езде (вот что значит фанат!) и набрал столько штрафов за превышение скорости, что его адвокат рекомендовал ему избавиться от Кобры во избежание лишения прав. Потом машина пропала. В 2001 году, по прошествии почти 30 лет, она была найдена в каком-то сарае. Ее владелица, Донна О’Хара решила покончить с собой посредством самосожжения. Учитывая стоимость около 4 млн. долл., машина стала предметом длительных судебных тяжб между матерью покойницы, продавшей машину коллекционеру из Пенсильвании, и приятелю Донны, ставшем ее душеприказчиком по имуществу в сарае. После судебных разборов, этот уникальный автомобиль осел в заботливых руках настоящего коллекционера. В данный момент, машина выставлена на всеобщее обозрение в Simeone Foundation Museum.
Шасси №CSX2299 Без сомнения, самый интересный экземпляр автомобиля. Это был второй экземпляр из всех произведенных, и первый с итальянским кузовом. В своем гоночном дебюте, машина одержала победу в GT-классе в Ле Мане 1964 года. Двумя месяцами позже точно такая же победа в Гудвуде. Дэйтона в начале 1965 года и 12 часов Себринга также принадлежат этой машине. Несколько лет машина была у Лэрри Миллера, который милостиво позволил выставить ее в музее Shelby American Collection. Также, он участвовал на ней в классических гонках на тех трассах, где она гонялась в прошлом.
Шасси №CSX2300 Машина была построена в1964 году и приняла участие в Tour de France. Она не достигла финиша из-за поломки крепления коробки передач. В 1965 году она интенсивно использовалась в разных гонках командой Шелби и набрала 3 третьих места. В конце года, она была продана в Японию, где ее гоночная история довольно жидковата. В 1970 году сам Кэрролл Шелби выкупил машину обратно. На RM's Monterey Auction 2000 года, эта машина сменила хозяина за 4 млн.долл., что в два раза меньше ее реальной цены. В данный момент она находится в руках коллекционера и гонщика из Германии.
Шасси №CSX2601 Первая из двух машин, построенная для сезона 1965 года. Участвовала в гонках 9 раз, собрав победы в классе на Нюрбургринге и в Реймсе. Победа в Реймсе гарантировала полную победу для Шелби в ГТ-классе Чемпионата. После окончания гоночной карьеры, машина снималась в фильме «Redline 7000». Несколько лет ей владел Боб Бондурант, победитель в ГТ-классе Ле Мана 1964 года. Машина никогда не вывозилась из США и первый раз за всю историю выставляется на аукционе. Если начальная цена в 10 млн.долл. окажется верной, то она станет самой дорогой американской машиной, когда-либо проданной с аукциона.
Шасси №CSX2602 Это последнее из шасси по номеру, но не последнее из выпущенных. Машина принимала участие в гонке на Дэйтоне 1965 года и пришла второй в своем классе, вслед за своим тиммейтом. Также, она пришла второй в дабл-финише на Нюрбургринге в 1965 году. Последнее выступление состоялось в Ле Мане 1965 года за команду Scuderia Filipinetti, в которой машина не смогла финишировать из-за проблем с двигателем. Это единственная из всех машин, которая была выкрашена в национальные швейцарские цвета – красный с белыми полосами. В данный момент находится в руках коллекционера из Японии.
«...Джеймс однажды сказал, с его непередаваемым школьным произношением: "Знаешь что, приятель? С такой жарой в машине и ревом от чертова движка тебе просто не захочется больше жить".» (с) Перри МакКарти, "Пришел, увидел и... сошел".
|